Закупки 4.0: цифровая трансформация коммерческих закупок в период Четвертой Промышленной Революции

Стремительное развитие цифровых технологий преобразует не только цепочки поставок, но и способы создания ценности закупочной функцией. Низкая стоимость обработки и хранения данных позволили далеко продвинуться в области мобильных и облачных технологий. Постоянное подключение к Интернету в течение 24 часов – абсолютная норма. А широкое распространение сенсоров сделало близким использование приложений из Интернета вещей.

Применение этих революционных технологий в закупках кардинально изменяет степень влияния этой функции. Стратегический сорсинг становится более предсказуемым, транзакционные закупки – автоматизированными, а управление поставщиками – проактивным.

Цифровые решения в закупках приближают будущее, предоставляя доступ к ранее недоступным форматам данных, структурируя огромные массивы разрозненной информации, делая анализ более комплексным, а закупочные стратегии – более кастомизированными, что в итоге приводит к более эффективным операциям.

Закупки 4.0 – это использование революционных технологий, которые позволяют сделать стратегический сорсинг (S2C) более предсказуемым, транзакционные закупки (P2P) – автоматизированными, а управление поставщиками – проактивным (Рис. 1).

Рис. 1. Характеристики Закупок 4.0
Открывающиеся возможности просто поразительны. Специалисты по управлению S2C-циклом (от англ. «Source—to—Contract», т.е. «от поиска поставщика до заключения договора»), цель которых — поиск и выбор поставщиков, достижение лучших цен и условий для своих компаний, уже располагают следующими опциями:

  • Управление затратами в режиме реального времени с использованием машинного обучения
  • Предсказание спроса с помощью искусственного интеллекта
  • Знание совокупных затрат для любого товара из любой страны происхождения
  • Предсказание будущих источников поставки
  • Быстрое согласование договора и всех изменений к нему, через Блокчейн и «Умные контракты»
В цифровую эпоху S2C-цикл становится более предсказуемым, с транспарентными базами поставщиков, ценами и затратами, уполномочивая тем самым закупщиков достигать прозрачных и взаимовыгодных соглашений с поставщиками.
P2P-цикл становится более автоматизированным в цифровом мире. Транзакции (обработка заказов на закупку, составление заявки на закупку, администрирование приемки товаров, оплата счетов) становятся более рутинными, и, следовательно – подлежащими автоматизации, что, в свою очередь, требует значительно меньшего вмешательства сотрудников службы закупок.

Специалисты по управлению P2P-циклом (от англ. «Procure—to—Pay», т.е. «от закупки до платежа»), цель которых – обеспечение доступности и наличия сырья и материалов, располагают следующими возможностям:

  • Автоматическое определение потребности в материалах и пополнение запасов.
  • Устранение дублирующих транзакций путем роботизированной автоматизации процессов
  • Выполнение безопасных платежей.
Управление поставщиками становится более проактивным, т.к. оценка поставщиков и управление рисками становится превентивным, позволяя закупщикам сосредоточиться на непрерывном совершенствовании и оптимизации операций.

Используя лучшие по качеству данные из S2C, P2P, SM процессов, получая доступ к инновациям поставщика через совместные платформы и лаборатории; применяя углубленную аналитику, увеличивающиеся возможности по обработке информации и улучшенную визуализацию; Закупки 4.0 в конечном итоге улучшают качество принятия стратегических решений.

Обзор основных цифровых технологий и их свойств
Большинство компаний используют лишь некоторые из известных технологий в закупках. Как правило, они представляют собой комбинацию решений по управлению затратами, электронному сорсингу, управлению контрактами, электронным каталогам и платежам. Эти решения являются основными для многих закупочных функций и останутся таковыми в ближайшие несколько лет.
Описанные решения требуют серьезных капитальных инвестиций и интеграции различных IT-систем.
В противовес им, цифровые решения не требуют большого количества времени на внедрение и интеграцию, работая по принципу SaaS (от англ. «Software as Service», т.е. «программное обеспечение как сервис»).
Перечисленные ниже технологии и компетенции быстро набирают популярность, переходя от стадии развития в стадию зрелости. Менеджерам по закупкам, еще не рассматривающим их, как конкурентное преимущество, следует взглянуть на них под другим углом. Итак, речь идет о следующих технологиях:
Виртуальная реальность и трехмерная пространственная аналитика. Обнаружение изменения статуса с использованием видео, данных месторасположения и системный анализ, наряду с проведением посещения и аудита поставщика могут расширить возможности профессионалов по закупкам делать больше с меньшими затратами.

Даже при внедрении лишь одной из упомянутых технологий позволит достичь закупщикам значительных выгод. Тем не менее, при совместном использовании нескольких технологических инноваций, их ценность для отдела закупок компании возрастает экспоненциально (Рис. 2).

Рис. 2. Выгоды от комплексного внедрения цифровых технологий в закупочный процесс
Это объясняется тем, что они дают возможность аккумулировать гораздо больше информации из физических и цифровых источников данных, что делает принятие решения значительно более качественным. Кроме этого, повышается эффективность управления закупками, что выражается в следующем:

  • Лучшие по качеству идеи и стратегии, приводящие к лидерству по затратам.
  • Высокий уровень развития бизнес-процессов, что ведет к повышению организационной эффективности.
  • Снижение неопределенности в поставках, что повышает эффективность риск-менеджмента.
  • Операционная эффективность и более тесное сотрудничество со всеми участниками цепи поставок
  • Agile-подход при внедрении цифровых технологий в закупки
Необходимо отметить, что внедрение современных цифровых технологий в закупочные процессы не требуют капитальных инвестиций, значительного количество времени и ресурсов, период окупаемости часто измеряется в месяцах, а не в годах.

В свете этого, наиболее приемлемым инструментом для их скорейшего применения является Agile-подход (от англ. «Agile» – живой, подвижный, гибкий), суть которого заключается в трех постулатах:

  • «Думай масштабно». Суть этого постулата в необходимости поддержки культуры инноваций и постоянного совершенствования.
  • «Начинай с небольших шагов». Основной посыл здесь – в запуске не более, чем одного-двух цифровых решений одновременно, а также приоритезации, исходя из степени влияния на конечный результат, стоимость и скорости внедрения
  • «Действуй быстро». Суть этого постулата в том, что внедрение выбранных цифровых решений ведется короткими итерациями, что позволяет быстро проверять результат путем получения оперативной обратной связи и, при необходимости, вносить изменения.
При Agile-подходе люди и взаимодействия важнее процессов и инструментов, работающий продукт важнее исчерпывающей документации, сотрудничество важнее формализованных условий, готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. Это обеспечивает быстрое внедрение цифровых технологий и получение первых результатов уже в течение первых нескольких месяцев после изменений бизнес-процессов.

Заключение

Отличительной особенностью современного технологического уклада является конкуренция не между компаниями, а между их цепями поставок. Более технологичные организации с развитой культурой инноваций получают значительные конкурентные преимущества.

В ближайшие 5-7 лет директорам по закупкам следует ожидать стремительных темпов технологических изменений и дальнейшего развития закупочной функции. Руководители, которые будут способны быстро адаптировать цифровые решения в закупочные бизнес-процессы своих компаний, получат возможность достигать поставленных корпоративных целей с невиданной до этого операционной эффективностью.
Полезные материалы по закупкам