За последние 10-15 лет для большинства профессионалов по закупкам стало очевидно, что использование стандартизированного подхода к закупке всех товаров и услуг недостаточно для реагирования на современные вызовы, в первую очередь – на усиление волатильности на товарных рынках, смещение центра силы от покупателя к поставщику, усиление конкуренции вследствие глобализации мировой экономики. Такие новые практики, как категорийный менеджмент в закупках и стратегический сорсинг становятся очень актуальными. По сравнению со стандартными инструментами (например, с использованием электронных площадок для всех закупаемых категорий товаров или услуг), такие методики позволят достичь от 10 % до 15% реализованной экономии за год.
К сожалению, на отечественном рынке отсутствуют широкие исследования на эту тему, поэтому в качестве рекомендованных работ для более глубокого изучения мы можем порекомендовать следующие:
- статью Peter Kraljic на тему "Why purchasing must become supply management", опубликованная в «Harvard Business Review»;
- книгу консультантов A.T. Kearney "Purchasing chessboard";
- книгу Magnus Carlsson "Strategic Sourcing and Category Management";
- книгу Andrew Cox "Sourcing Portfolio Analysis";
- книгу Jonathan O'Brien "Category Management in Purchasing";
- книгу R. A. Rudzki, D. A. Smock, M. Katzorke "Straight to the Bottom Line: An Executive's Roadmap to World Class Supply Management"
Основным выводом из этих исследований является то, что процесс закупки, соответствующий современным вызовам, о которых шла речь выше включает следующие шаги:
1.
Анализ внутренних потребностей 2.
Анализ рынка 3.
Позиционирование закупочной категории 4.
Разработку и реализацию стратегии закупки 5.
Разработку и реализацию переговорной стратегии 6.
Заключение контракта 7.
Анализ эффективности