01.03.2017

Дизайн цепи поставок: пример Nike

Сразу же с начала своего основания, Nike превратился в глобальное предприятие, реализуя спортивную и тренировочную одежду для потребителей всего мира.

Сейчас компания имеет права собственности на несколько брендов, операционные мощности в 170 странах, в которых работает 38 000 человек, 100 центров продаж и 65 административных офисов по всему миру.

Nike владеет 700 розничными точками и сотрудничает с 900 фабриками, которые производят широкий ассортимент продукции. Выручка компании составляет около 30 млрд. долл.

Стратегия закупок – один из ключевых факторов успеха предприятия, учитывая то, что производственная и логистическая стратегия полностью основывается на аутсорсинге.

Рис. 1. Цепь поставок Nike

Компания сочетает долгосрочную консолидацию поставщиков с рациональным дизайном цепи поставок. С 2007 года Nike начал оценивать базу своих контрактных подрядчиков. При этом компания преследовала следующие цели:

– сократить базу снабжения, сфокусировавшись на ключевых контрактных производителях;

– достичь лучшей операционной эффективности за счет рационализации базы снабжения;

– определить субподрядчиков, способных обеспечить обеспечивать на постоянном уровне лучшую результативность своих продуктов и инноваций;

– привести операции своих поставщиков в соответствие со своими корпоративными стандартами.

Таким образом, Nike трансформировал свою стратегию, сфокусировавшись на усилении отношений с подрядчиками с наибольшим уровнем производительности, вместо концентрации на минимизации рисков в цепи поставок.

В 2012 году в компании был разработан новый производственный индекс (MI). Он представляет собой интегрированный индикатор, объединяющий показатели из различных областей производительности, на основании которого все подрядчики подразделяются на Золотые, Серебряные, Бронзовые, Жёлтые и Красные.

Контрактным подрядчикам, показатели по которым заметно опережают целевые значения, установленные компанией Nike для качества, затрат, доставки и устойчивого развития, а также демонстрирующих лидерство по производительности присваивается маркер «Серебряный», согласно индексу MI.

Поставщикам, являющихся лидерами по показателям качества, затрат, доставки и устойчивого развития, не ограничивающихся отраслью, присваивается маркер «Золотой». И, как минимум, подрядчикам, соответствующих установленным критериям Nike и имеющих потенциал для дальнейшего совершенствования с использованием подходов «Интегрированной системы качества» и «Бережливого производства» присваивается статус «Бронзовый».

Индекс MI показывает общий рейтинг по каждому контрактному производителю, тем самым позволяя Nike оценить потенциал сотрудничества с ним. Исходя из значений индикатора, компания разрабатывает список стимулов и санкций для своих подрядчиков. К примеру, подрядчики с маркером «Золотой», «Серебряный» получают доступ к технической поддержке специалистов Nike, образовательным ресурсам, совместным инвестиционным проектам и приоритетному доступу к заказам.

Nike инициировал несколько проектов, направленных на то, чтобы сделать свою цепь поставок более ответственной и экологичной, в частности основав новую организационную структуру, сочетающую принципы устойчивого бережливого производства, безопасных условий труда, разумного потребления электроэнергии и воды – Устойчивое производство и Закупки.