Дизайн цепи поставок: пример корпорации Starbucks

logo

Корпорация Starbucks, основанная в 1971 году, является крупнейшей в мире сетью кофеен, с более, чем 17 240 магазинами по продаже кофе в 50 странах. Линейка продуктов Starbucks содержит различные освежающие напитки и чаи. Компания также предлагает обжаренные зерна и некоторые сувениры. Тем не менее, главным продуктом корпорации является кофе.

Как и большинство ресторанов, Starbucks использует производственную стратегию «работы на склад». Это означает, что производство осуществляет свою деятельность в ожидании заказа от потребителя. Причина тому – scale effect (эффект масштаба), приводящий к низким транспортным и производственным затратам и большей гибкости по сравнению с другими производственными стратегиями.

Для сокращения сроков доставки кофе и дальнейшего сокращения транспортных расходов, Starbucks располагает производства, где непосредственно продается кофе. Для достижения цели регионализации своих кофейных производств, Starbucks владеет пятью заводами по обжарке кофейных зёрен, четыре из которых располагаются в Штатах и один – в Нидерландах. Дополнительно к собственным заводам по обжарке, Starbucks работает с 24-ю контрактными производителями в США, Канаде, Европе, Азии и Латинской Америке.

Starbucks развёртывает свои производство по широкой территории, несмотря на то, что транспортировка, логистика и дистрибьюция все еще составляют большую часть операционных расходов Starbucks. Поэтому существование единой глобальной эффективной и результативной цепи поставок является крайней важным для корпорации.

На рисунке ниже показан дизайн цепи поставок компании Starbucks.

 

Компания используют концепцию поставки от разных источников. Поставщики кофейных зёрен преимущественно расположены в Латинской Америке, Азии и Африке. Для обеспечения этических закупок кофейных зерен высокого качества, Starbucks используют практику C.A.F.E (Coffee and Farmer Equity). C.A.F.E представляет собой свод предписаний, оценивающий социальные, экономические и экологические аспекты производства кофе. Это позволяет Starbucks соответствовать экологическим аспектам, которые играют все возрастающую роль в управлении цепями поставок.

Starbucks используют для транспортировки автомобили и судна. Корпорация обычно доставляет необжаренные зерна в морских контейнерах в США и Европу. Из порта товары транспортируются на автомобилях к складам, расположенным вблизи производственных мощностей. После того, как зерна прошли обжарку и упакованы, они транспортируются в региональные дистрибьюционные центры автомобильным транспортом. В общей сложности Starbucks управляет 9-ю региональными дистрибьюционными центрами, 5-ть из которых расположены в Штатах, два – в Европе и два – в Азии. Площади каждого центра покрывают от 200 000 до 300 000 квадратных футов. Другие товары, необходимые для функционирования магазина по продаже кофе, также хранятся здесь. Отсюда продукты доставляются уже либо напрямую в магазины, либо в центральные склады, меньшие по размерам, по сравнению с региональными. В общей сложности Starbucks имеет в своем распоряжении 48 центральных складов. Отсюда кофейные зерна и другие продукты часто доставляются в розничные магазины и розничные точки.

*рассмотренный кейс был впервые приведен в книге “Global Supply Chain and Operations Management: a decision oriented introduction to the creation of value”. В данной статье публикуется перевод кейса в свободной трактовке авторов.