13.02.2017

Лучший профессионал по управлению цепями поставок в мире

Одним из лучших профессионалов по управлению цепями поставок и операциями в мире является…. Дед Мороз! Он достиг невероятной эффективности: внутренние клиенты всегда получают товары высокого качества (right products), в правильном количестве (right quantity), в требуемом месте (right place), тогда, когда нужно (right time). И это в условиях высокой неопределенности спроса, в очень сложной сети поставок, где около 2 млрд. внутренних клиентов!

Его стратегия и организационная структура направлены на максимальное удовлетворение потребностей детей. Организация цепи поставок и операций структурированы следующим образом. Департамент по работе с внутренними клиентами отвечает за получение и обработку писем от детей со всего мира. Далее, эти данные о потребности отправляются в отдел закупок. Отдел закупок отвечает за приобретение желаемых товаров от поставщиков всего мира. Его образует глобальная закупочная команда, ответственная за координацию и глобальные закупочные операции.

В связи с тем, что многие желания детей зависят от специфики страны, в которой они проживают, региональные службы закупок (с, так называемыми, ведущими специалистами по закупкам) расположены по всему миру и образуют идеальный дизайн цепи поставок. В некоторых случаях, потребности внутренних клиентов настолько специфичны, что зачастую даже сложно найти поставщика. Для таких случаев, Дед Мороз создал фабрики, расположив их глобально, чтобы снизить транспортные затраты и обеспечить своевременную доставку всем подарков к Новому Году.

Департамент по работе с внутренними клиентами регулярно анализирует потребности детей. Отмечается, что ежегодно заказывается большое количество товаров, со сходными характеристиками. Для того, чтобы сократить постоянные затраты закупщики используют «эффект масштаба». Дед Мороз организовал сеть складов по всему миру. Стандартные товары закупаются большими партиями и хранятся там. Если актуальная потребность текущего года ниже, чем прогноз, это не проблема – эти товары будут использоваться снова в следующем году. Так как на каждом складе хранится миллионы различных товаров, Дед Мороз организовал идеальную выкладку и процесс комплектации, чтобы можно было найти нужный товар быстро и эффективно.

Процесс планирования построен следующим образом. В январе, Дед Мороз и департамент по работе с внутренними клиентами начинают анализировать потребности предыдущего года. В первые 6 месяцев текущего года они составляют несколько вариантов прогноза будущих потребностей. Основой для таких прогнозов является анализ статистических данных предыдущих периодов и выявление будущих трендов (новых книг, фильмов, игрушек и т. д.). После этого, служба логистики пополняет запасы, распределяя их по разным складам. Служба производства составляет графики производственного процесса. С октября начинают приходить первые письма от детей. Начинается период активной деятельности. С октября по декабрь, у Деда Мороза возникает потребность в большом количестве ассистентов, и он увеличивает потребности во временных работниках.

С этого момента ключевой задачей службы логистики является своевременная доставка всех необходимых подарков детям. Этот процесс включает в себя транспортировку, закупку и производство. Дети с нетерпением ждут, когда они смогут начать приемку полученных товаров по количеству/качеству. Не допускается некомплектная отгрузка и недостача. Служба послепродажного обслуживания также находится в подчинении Деда Мороза. Более того, он основал наиболее экологически безопасную и рассчитанную на длительную перспективу цепь поставок в мире, связанную с транспортировкой на санях. Иногда письма с наиболее непредсказуемыми пожеланиями приходят в самый последний момент, но Дед Мороз готов и к этому, – в конце концов, это же магическая цепь поставок!*

 

*рассмотренный кейс был впервые приведен в книге “Global Supply Chain and Operations Management: a decision oriented introduction to the creation of value”. В данной статье публикуется перевод кейса в свободной трактовке авторов.