18.12.2016

Реформа закупок: первые шаги

Image of human hands during discussion of business plans

Реформирование – это изменения, которые вносят определенные коррективы в функционирование той или иной сферы деятельности.

Реформа закупок – это важный процесс при модернизации экономики страны. На сегодняшний день есть много проблем в управлении закупками. А самой главной является неполноценное использование возможностей, которые доступны нам в условиях рыночной экономики. Привязанность на уровне подсознания к старой экономической системе (плановой) с ее малоэффективными моделями организации бизнеса не дает хороших результатов. Во-вторых, работают не опытные специалисты, которые не выявляют инициативы для улучшения процесса закупки. Или работники, которые не ориентируются в нововведениях. Ведь существует много источников для закупки, есть свобода ценоопределения, свободный выбор товара, равноправность партнеров и др. Существуют специальные институты, что занимаются обучением кадров особенностям управления закупками. Такие центры готовят специалистов для проведения государственных и муниципальных закупок.

Очень важно разобраться в сути этого дела, проанализировать все проблемы, понять алгоритм и стратегию управления закупками.

Механизм управления закупками заключается в приобретении необходимых материальных ресурсов или услуг для определенной организации, а также поиск поставщиков, взаимодействие с ними, проведение переговоров, перевозка и другое.

Основная задача управления закупками заключается в том, чтобы создать надежную поставку ресурсов в организацию, при этом получить максимальную экономическую выгоду с помощью информационной, реализационной и координативной составляемой управления закупок. При правильно спланированной закупке можно сделать конкурентоспособный ассортимент оптовых и розничных учреждений, повысить прибыль предприятия, благодаря разнице между ценами купли-продажи, а также влиять на изготовление товаров, зависимо от спроса клиентов. Для этого нужно тщательно заранее планировать все закупки.

Создание структуры сети товарооборота является стратегической целью закупок. Исходя из этого, вычисляются все потребности производства, и делается план закупки. Для начала нужно выяснить: сколько и какие ресурсы требуются, когда материалы должны попасть на территорию организации, затем оценить предложения поставщиков и подсчитать все расходы. А также при этом нужно спрогнозировать спрос на товар и сделать календарный план транспортировки продукции. В процессе управления закупками очень важно контролировать качество услуг, что предоставляются, вести учет перевозок и учет заказов для поставщиков и для клиентов.

Для улучшения главных категорий закупок на пути реформирования необходимо пройти несколько шагов:

  • создать проектную группу (из 5-6 специалистов по разным категориям) и регулярно проводить совещания;
  • провести детальный анализ существующей ситуации с закупками отдельной категории (собрать всю нужную информацию и на ее основе создать модель общей стоимости владения категории);
  • сгенерировать идеи для эффективности затрат (основная цель здесь – налаженный контакт между закупщиком и заказчиком);
  • реализация данного плана и оценка результативности.

Благополучное продвижение проектов по улучшению категорий закупок даст возможность сэкономить на затратах и возвести как целевую организационную структуру, так и сам процесс закупок. Данный подход также может быть эффективным для огромных холдинговых компаний, отрасли которых рассредоточены в разных регионах.

Реформы всегда несут какие-то изменения, но начинать менять нужно постепенно, экспериментируя, учитывая мировой опыт и допущенные свои ошибки.