Планирование продаж и операций
Sales & Operations Planning

В статье рассматриваются вопросы организации процесса планирования продаж и операций по принцу S&OP
Sales and Operations Planning (Планирование продаж и операций)
это кросс-функциональный процесс планирования, направленный на создание единого бизнес-плана компании с учетом стратегии компании, интеграции финансового плана и операционного, с отработкой различных вариантов решения существующих ограничений.


Как выглядит процесс планирования продаж и операций?
Спрос
  • Согласованное планирование спроса и новых продуктов
  • Входящая информация от Продаж, Маркетинга, Финансов, Операций, включая объем, стоимость, выручку и прибыл
Поставка
  • Основанное на информации о спросе, понимание ограничений по мощностям и ограничений по ресурсам, включая производство на стороне
  • Понимание долгосрочных разрывов спроса и поставок
Балансировка
  • Анализ и разрешение разрывов спроса и поставок
  • Сравнение полученного плана с финансовым планом
  • Определение и сравнение различных сценариев
Управленческий анализ
  • Расширение сценариев решения, если возможно
  • Обзор ключевых изменений с предыдущей встречи
Что дает Вашему предприятию эффективно работающий процесс планирования продаж и операций (S&OP)?
  • Выручка
    · Рост выручки - 1-2%

    · Снижение показателя отсутствия необходимых запасов на складе - 20-30%

    · Повышение уровня клиентского сервиса - 5-10%

  • Операционные затраты
    • Рационализация портфеля продуктов - 10-15%
    • Снижение сроков обработки заказов – 10-20%
    • Снижение затрат на хранение запасов – 5-10%

  • Использование мощностей
    • Снижение запасов – 5-15%
    • Повышение оборачиваемости запасов – 5-10%
    • Уменьшение времени цикла Cash-to-Cash – 5-10%

Основные трудности организации процесса планирования продаж и операций (S&OP) в компании:
  • Различные источники данных, точки зрения и несвязанные процессы
  • Планирование по функциональным целям
  • Взаимодействие время от времени через E-mail, Excel
  • Невозможность моделировать и понимать влияние различных решений

Болевые точки процесса S&OP:

  • Слишком много таблиц Excel и систем, используемых в процессе S&OP
  • Трудности получить входную информацию от пользователей (особенно от продаж, маркетинга и менеджмента)
  • На сбор информации тратится больше времени, чем на планирование
  • Устаревшие планы спроса, поставок и финансовый план
  • Работа только на агрегированном уровне без привязки к детальному уровню
  • Невозможно быстро изменить спрос и посмотреть воздействие на поставки и финансы
  • Слишком сложно моделировать и сравнивать сценарии планирования
  • Решения по планированию принимаются без привязки к ограничениям в цепочках поставок и анализа прибыльности
  • Менеджерский взгляд на S&OP не учитывает последнюю информацию
  • Информацию к совещанию по S&OP трудно распространить, и она отвязана от инструментов планировани

Консультанты MW Partners обладают значительным практическим опытом внедрения S&OP-решений на базе ERP Oracle Business Suite, SAP HANA.
Основные этапы внедрения
  • 1
    Информационная интеграция
    Этот этап предполагает внедрение информационной базы выбранной ERP (SAP / Oracle) в отделы закупок, продаж, логистики, производства. Это дает возможность отделам оперативно получать информацию о планировании.
  • 2
    Внедрение технологий прогнозирования
    Как правило, у компаний, рассматривающих внедрение S&OP уже установлены основные модули управления продаж, закупок, производства в рамках существующей ERP (SAP/Oracle). Поэтому для них внедрение начинается с этого этапа. В рамках этого этапа производится подготовка данных о продажах, затем статистический прогноз спроса с помощью соответствующих программ ERP (у Oracle это - «Demantra», у SAP это – F&R).
  • 3
    Информационное обеспечение данными прогноза спроса участников
    На данном этапе производится рассылка полученных прогнозов по модулям ключевым пользователям - участникам логистической цепи компании. В результате происходит преодоление эффекта «Хлыста», оптимизация запасов на складах, оптимизация общих затрат.
В зависимости от особенностей бизнес-процессов компании внедрение решения «Планирование продаж и операций (S&OP)» занимает от 6 до 12 месяцев.
Полезные материалы по закупкам