27.12.2016

Оптимизация затрат без потери преимуществ

Чтобы выжить в нынешнее кризисное время, компании требуется целая система управленческих решений. Прежде, чем делать отчаянные шаги, ведущие к убыточным тенденциям, необходимо произвести аналитический учет затрат на всех этапах деятельности.

Во избежание неоправданных растрат необходимо уделить особое внимание контролю закупок. Организация учета затрат включает несколько этапов, одним из них является изучение контролируемых параметров:

  • свойства и характеристики товаров, услуг, продукции, которые будут достаточны для компании;
  • нормы расхода этих продуктов в измененных условиях;
  • оптимальное соотношение цена/качество.

Зачастую выясняется, что требования к товару неоправданно завышены.

Увеличение продаж или сокращение расходов?

В результате определения точки безубыточности многих компаний выработан механизм сохранения их конкурентоспособности. Основным рычагом регулирования является сокращение постоянных затрат. Вариант увеличение продаж не оправдан, поскольку требует увеличения объема работы, целенаправленного создания благоприятных условий для покупателя. В итоге доход не оправдывает затраты.

Факторы, определяющие необходимость оптимизации

Самыми успешными компаниями на рынке являются лидеры по издержкам. Экономистом Майклом Портером выделено 5 сил, влияющих рыночную конкуренцию:

  • рыночная власть потребителя. У покупателя есть огромный выбор поставщиков услуг. Один из критериев выбора товара является цена, которая формируется издержками. Удовлетворения потребностей покупателя приводит к сокращению прибыли;
  • рыночная власть поставщиков. В случае наличия у поставщиков своих поставщиков, последние влияют на формирование цены на услуги первых, а это влечет за собой увеличение стоимости товара. Выход на источники ресурсов решит вопрос снижения затрат. Нужно выбирать несколько поставщиков ресурсов, которые сами будут предлагать свои услуги;
  • угроза появления товаров-заменителей. Они влияют на границу установленной цены. В условиях роста издержек это влияет на прибыль.
  • угроза появления новых конкурентов. Они способны повлиять на тенденции в отрасли, задавать новые стандарты. Это приведет к увеличению затрат на сохранение места на рынке. Поддержание высоких требований вхождения в отрасль обеспечит ее защиту от дестабилизирующего воздействия новых компаний.
  • конкуренция внутри отрасли. Заставляет увеличивать затраты для производства конкурентоспособных товаров.

Так или иначе, эти факторы влияют на возможности поставщика товара оставаться на рынке.

Оптимизация – это не простое сокращение затрат

Основным показателем оптимизации является сохранение преимуществ в условиях кризиса благодаря лидерству по издержкам. При этом производитель или поставщик услуг актуален на рынке, имеет возможность производить большое количество продукта с минимальными затратами, но полной реализацией за счёт низкой цены.

Существует три рычага рационализации затрат:

  • оптимизация по продукту. Анализ свойств и функций товара позволит выявить характеристики и составляющие, не влияющие на его спрос, а также те, которые его повысят;
  • оптимизация по количеству. Товар должен иметь спрос, изучение рынка отвратит производство сверх нормы реализации продукта.
  • оптимизация по цене. Нормативный учет затрат на производство даст возможность выявить новые пути экономии.

Применение методов учета затрат по всем трем направлениям составит оптимальный бюджет для продукта, в результате снизив его себестоимость.