Стоит ли внедрять штрихкодирование на складе?

logo

На крупных складских комплексах штрихкодирование используется давно. Стоит ли их внедрять на небольшом складе?

Быстро растущее разнообразие товаров поставило перед выбором не только крупные магазины, но и склады, работающие с широким товарным ассортиментом. Многим из них на определенном этапе приходится решать, продолжать работать по старому или переходить к контролю и учету товаров на основе систем штрихового кодирования.

Давайте разбираться.

Штриховой код – это графическое изображение цифрового номера товара в виде, пригодном для автоматического считывания с помощью сканера. Современные программы, используемые на производстве, в торговле и на складах, позволяют находить по цифровому коду товар в номенклатурных справочниках для дальнейшего проведения с ним учетных приходно-расходных операций.
Наибольшее распространение в настоящее время получила система EAN-13 международной неправительственной организации EAN International. В соответствии с этой системой товар кодируется 13 цифрами, из которых 12 полностью определяют товар, а 13-я является контрольной. По этой цифре при необходимости можно определить, действительно ли на упаковке товара стоит штрихкод, присвоенный данной организацией.

Использование штрихкодирования на складах с большим количеством позиций и хорошим оборотом является, безусловно, целесообразным. Основным результатом введения штрихкодирования является значительное снижение пересортицы и повышение скорости оформления расходных документов при отгрузке товара со склада. Существенно ускоряется проведение инвентаризаций с помощью сканера с радиочастотным терминалом, поскольку отпадает необходимость вручную переписывать каждую позицию, находящуюся на складе.

Если код товара занесен в номенклатурный справочник склада, значительно повышается скорость приемки грузов. Создание приходной накладной сводится фактически к сканированию штрихкодов принимаемых на склад товаров. Исчезает необходимость вести долгий поиск в справочнике каждого товара и заносить его в накладную. Такая практика распространена сейчас достаточно широко, например, многие отделы приемки супермаркетов работают по этому принципу.

Другое дело, если товары при поступлении на склад не имеют штрихкодов. Принципиально важно, чтобы этикетки со штрихкодами наклеивались на товар до раскладки в зоне хранения. Этот процесс должен быть четко налажен.
Во многих складских программах предусмотрена возможность нанесения дополнительной информации на этикетки со штрих-кодами.

Усилия, потраченные на нанесение штрихкода, с лихвой окупаются при отпуске товара со склада. Товар, собранный отборщиком по маршрутной карте, перепроверяется кладовщиком с помощью сканера за короткий промежуток времени. При этом параллельно формируется расходная накладная.

Нужно отметить, что вышесказанное относится к складам с большим оборотом, когда важно быстро и без пересортицы собрать заказ из многих позиций. Даже в крупных организациях, не говоря уже о складах среднего и малого масштаба, следует оценивать затраты на персонал для наклеивания штрихкодов, сканеры, расходные материалы, принтер. Предполагаемые затраты нужно сопоставить с ожидаемым эффектом от внедрения штрихкодирования.

Трудности внедрения автоматизации предприятия

Система маркировки и идентификации должна включать в себя такие значительные составляющие как:

КИС – корпоративную систему маркировки;
ERP – систему управления ресурсами предприятия;
WMS – систему управления складом и пр.
Все это является основой автоматизированной системы управления предприятием, без чего штрихкодирование на складе вряд ли может принести какую-то ощутимую пользу. Чтобы избежать подобных проблем владельцы бизнеса выделяют приличные суммы на автоматизацию. Именно поэтому к данному вопросу необходимо подходить со всей серьезностью, трезво оценивая количество инвестиций и время их окупаемости. В противном случае погоня за прибылью может обернуться непосильной финансовой ношей, инвестиции превратить в убытки и оставить нереализованными преимущества от внедрения современных технологий.

В то же время, после прохождения первичного этапа автоматизации, предприятия нередко сталкиваются с проблемой проведения инвентаризации товаров и упорядочивания складских остатков. Безусловно, автоматизация позволяет более точно учитывать приём и расход продукции, но нельзя забывать о так называемом «человеческом факторе», то есть ошибках, которые очень часто возникают, например, при ручном вводе данных о товаре. Именно поэтому на данном этапе автоматизации применяется штрихкодирование на складе.

Преимущества внедрения технологии штрихкодирования:

  • Расширяется информационная доля данных, вводимых в реальном времени;
  • Увеличивается точность данных о складских запасах;
  • Снижаются затраты на осуществление процесса инвентаризации;
  • Увеличивается точность данных, исходящих с контрольно-кассовых узлов;
  • Уменьшается количество ошибок при подборе и отгрузке товаров;
  • Повышается производительность трудового процесса;
  • Повышаются объемы продаж;
  • Уменьшается количество складских остатков.

Безусловно, технологии штрих-кодирования уже настолько вошли в нашу повседневную жизнь и настолько широко распространены сейчас, что вопрос, внедрять их или нет на многих крупных предприятиях и в торговых сетях уже не стоит. Производители, желающие, чтобы их продукция реализовывалась через эти торговые сети, также будут вынуждены его ввести.

Что же касается небольших складов, многие из которых входят в состав различных предприятий, то здесь внедрение технологий штрих-кодирования будет зависеть не только от разнообразия ассортимента, но и от того, насколько широко эти технологии распространены на всем предприятии.